В последнее время наблюдается интерес к давно ушедшим технологиям воспроизведения звука. Сегодня мы затронем тему кассетных магнитофонов.
Немного истории
Известно, что кассетные магнитофоны обрели популярность, начиная с 1960 годов, и продержались примерно до конца девяностых, пока их не убили аудио компакт-диски.
Разница в качестве звука была настолько огромна, что шансов у кассетников не было. Все довольно быстро забросили свои кассетные магнитофоны и началась эпоха audio-CD.
Почему стали переходить на аудио кассеты?
Тем не менее, со временем, наслушавшись вдоволь цифровой музыки, некоторые любители музыки стали ностальгировать по прошлому и часть из них решила вновь перейти на кассетные магнитофоны, вспоминая приятное аналоговое звучание. Давайте назовем их кассетолюбами.
Кассетолюбы побежали доставать из кладовок и гаражей магнитофоны времен СССР и на них пытались слушать музыку. Но быстро сообразив, что качественных кассетных магнитофонов в то время в Союзе не существовало, быстро перешли на импортные, которые в 80-х были практически недоступны.
Мечту молодости стало проще осуществить, благодаря доступным ценам на старые кассетные магнитофоны. Поэтому любители кассетных дек стали выкупать за бесценок японскую и другую импортную технику. Правда, это продолжалось не долго. Так как общими усилиями кассетолюбы с коллекционерами взвинтили цены на магнитофоны до небес.
Рынок мгновенно отреагировал на спрос. Кассетные магнитофоны, которые до этого выбрасывали в мусорку, стали расти в цене вместе с аудио кассетами, которые недавно были ненужными.
Сейчас некоторые японские модели выставляют на продажу за 5-6 тысяч долларов. Тем не менее, те, у кого бюджет поскромнее, вполне могут отыскать кассетник от 50 до 500 долларов.
Как мы выбирали магнитофон для тестов?
Наблюдая за этим безобразием, нам стало интересно, насколько хорошо или плохо звучали кассеты. В добавок к этому, в ходе нашего сегодняшнего теста, мы решили послушать давно забытые песни любимых исполнителей на аудио кассетах.
Как говорилось выше, цены на топовые Японские магнитофоны кусались, поэтому для теста пришлось искать деку, доступную по цене и при этом с хорошими характеристиками.
Поскольку кассетным магнитофонам минимум по 20 лет (а точнее, от 20 до 60 лет), нужно было найти живой экземпляр с надежным и простым лентопротяжным механизмом и хорошими характеристиками.
В те времена была одна известная фирма, которая выпускала аудиотехнику как раз по таким критериям. Это фирма NAD. Мы остановили свой выбор на магнитофоне NAD 614.
У кассетной деки NAD 614 простой лентопротяжный механизм, два мотора и две головки, ручная регулировка тока подмагничивания и возможность записывать аудио на все типы кассет.
Кассету для магнитофона мы купили TDK SA100 Type ll, запечатанную, 90-го года выпуска. У этого типа кассет хорошие характеристики и небольшой уровень шума.
Тестируем запись и воспроизведение музыки
Мы решили для начала записать тестовую музыку с качественного источника, звуковой карты Focusrite Scarlett 2i2, и послушать звучание. В качестве усилителя мы взяли NAD304.
Мы сделали небольшой сборник разных песен по 1 минуте и записали его на кассету. Ниже вы можете прослушать, как звучит запись с кассеты в оригинале.
Для прослушивания нужен хороший интернет! Размер видео 618 МБ
Послушав музыку на кассете, мы решили замерять характеристики нашего кассетного магнитофона с помощью программы RMAA. Эта программа покажет реальные характеристики нашего магнитофона.
Замеряем характеристики NAD 614
Сначала мы замеряем характеристики без кассеты. Затем подаем сигнал на вход магнитофона и снимаем с линейного выхода.
Результаты замеров аудиотракта магнитофона без кассеты
Результаты замеров магнитофона с кассетой
Выводы
На самом деле, кассетный магнитофон звучит не плохо. Но сам факт увлечения кассетами больше похож на ностальгию по прошлым временам. В итоге, наш купленный магнитофон NAD займет достойное место на нашей стойке и мы тоже будем иногда прослушивать кассеты, вспоминая далекое прошлое.
Но рассматривать кассетный магнитофон, как высококачественный источник аналогового звука, не стоит. Кроме того, следует помнить, что механизм магнитофонов за продолжительное время эксплуатации может быть очень изношен. Поэтому никто не может знать, как долго он проработает. Запчастей к старым магнитофонам не выпускают, поэтому ремонт будет затруднительным и затратным.
Nakamichi DRAGON один из лучших аппаратов, средняя цена $2000
Ясное дело, владельцы кассетных магнитофонов, особенно дорогих моделей Nakamichi будут спорить по поводу разницы в качестве звука, аргументируя, что для теста мы выбрали магнитофон не топовый, а среднего класса.
На самом деле, все характеристики упираются в кассету. Даже используя самые лучшие кассеты II(CrO2) или IV (Metal) на топовых моделях магнитофонов Nakamichi, максимум, на что можно рассчитывать, это:
- частотный диапазон 20 — 20 000 Гц;
- отношение сигнал-шум 60 дБ, без Dolby;
- разделение каналов 40 дБ;
- коэффициент детонации 0,08 %.
Безусловно, для кассетника это очень хорошие характеристики. Тем не менее, в 21 век это нельзя назвать качественным звучанием.
Если вы решили купить себе магнитофон, старайтесь выбирать таковой без автореверса, внешне в идеальном состоянии. А при осмотре, если вы не профи в кассетных деках, возьмите с собой специалиста, который сможет оценить состояние деки.
Смотрите полное видео тестирования магнитофона NAD614
Пишите в комментариях, есть ли у вас кассетный магнитофон, какая у него модель и насколько он вам нравится.
Спасибо за обзор! У меня маяк и я иногда его включаю.
Тоже был маяк в своё время и это было круто) А ещё была Весна 212 , качество , как сейчас помню было убогое , но тогда только было начало доступности недорогой техники аудио.
ПРИВЕТ А У МЕНЕ МАГНИТОФОН GRAETZ PROFI 110
У меня несколько магнитофон ты… Комета 205 -2 стерео. В то время,30 лет назад, я очень был доволен этим магнитофоном и мне нравилось звучание и качество записи! Сейчас у меня магнитола Lg, с проигрыванием компакт диска и кассет. Имеется цифровое радио. Она мне тоже нравится, куплена 13 лет назад. Мне магнитола нравится, тем что в ней имеется воспроизведение с кассеты и компакт диска.
У разных кассет были разные АЧХ. Гдето даже была таблица сравнения в журнале «Радио». Так что завал на высоких частотах- возможно только характеризует данную кассету. Из советских кассетных я бы отдельно выделил «Весна 207 стерео». у него предварительный усилитель был на полевых транзисторах (по качеству почти аналог лампам)По характеристикам тянул на аппарат 1-го класса, а оконечный уже прихрамывал только на 3-го класса сложности(вообще вроде моно был). Соответственно и классификацию получил «207 стерео» Стерео выход был у предварительного усилителя. Качество предварительного усилителя для подачи на внешний усилитель было ивправду замечательное. Так что говорить что советские аппараты были г.. немного некорректно. Они были своеобразные. И точно лучше дешевых китайских которые в 90-х наводнили страну.
А ещё были
Вильма 010 — стерео, Вега (Морион)-120, Вега (Санда) -207, Яуза -220.
Так что было что у нас послушать. Только 1 проблема- качество сборки. Тем кому повезло, могут и сейчас оценить ККА могли работать качественные экземпляры дожившие до сего дня.
Аппарат имел очень слабенький лпм.голова на нем стояма самая стоковая,а предварительных много было хороших.При этом тракт запись -воспроизведение коммутировалось мех.переключателе ,что со временем создавало дополнитедьные паразитные шумы и возбуждения.Если честно было в СССР и более удачные аппараты.
У меня «Вега МП-122С». Купил б/у в начале 2000-х. Переделал, а именно — встроил систему адаптивного динамического подмагничивания (САДП). Вместо токостабилизирующих RC-цепочек на выходе усилителя записи поставил выходные каскады на микросхемах по схеме генераторов тока. В результате выросла перегрузочная способность усилителя записи, а в купе с системой САДП это дало неплохое качество звука. Заменил все электролиты на специальные звуковые — ELNA Silmic 2. В общем магнитофоном доволен, слушаю иногда.
ok.ru/video/91887831625
Технически аппараты среднего ценового диапазона в 90е годы РЕЗКО упали по качеству (не берём топовые модели). Лучшие аппараты делали в 80е.
Теперь по тесту.
Как я понимаю, вы не специалист в электронике. Трансформатор с разворотом, этот не «криво», этот по «феншую». Дека с единой платой, на которой и БП и управление ЛПМ и УВ и УЗ и Дроби — это настоящий ад для инженера!
Так что несмотря на циферки в ТТХ, аппараты 90х в основной своей массе НЕ ЗВУЧАТ!
Имею честь сравнивать со своими TEAC V-9000, R-9000, Viktor TD V-721.
Ну и главное. Характеристики и графики хороши для приближенной оценки ТЕХНИЧЕСКОГО совершенства аппарата. Сколько было слепых тестов, в которых эксперты выбирали победителем аппараты с худьшими показателями снятыми приборами?
Та же ламповая техника изобилует искажениями, а звучание её мозгу слушателя предпочтительнее.
Алексей, я же сказал ад для перфекционистов а не для инженеров) Он стоит криво, но технически правильно. В 90х я занимался ремонтом такой техники.
По поводу как звучат, я решил дать послушать и пусть каждый сам для себя решит.
В целом, действительно нормальная здравая сегодняшняя оценка кассетникам. Этот формат аудиотехники не предназначался для студий, в которых, если и пользовались кассетами — то не бытовыми аудиокассетками, а кассетами для цифровой аудиозаписи (DAT) и соответствующей аппаратурой для их использования. Для сегодняшнего дня это уже безвозвратно ушедшее прошлое. У меня самого был Морион МП-101, скажу честно, аппарат в целом добротный, но выше 16 кГц он не давал никогда. Даже когда я крутил усилитель записи, меняя его АЧХ. Добротным он был лишь потому-что среди кассетников это было существенно лучше в сравнении с переносными моделями. Мое мнение такое: вторая жизнь для аналоговых аудиоформатов возможна для винила, и, если рассматривать магнитофоны — лишь для катушников, причем только для качественных. Их производство где-то даже возобновили. Подчеркиваю: мое мнение, им делюсь.
Были у меня и бобинники кассетники.Снежеть-201,Маяк-202,203,205,Вега двухкассетная.Последним купил Айву adf-450,где то в 2000м году.Теперь лежит без пассика и без дела.Магнитофоны останутся в памяти как аппараты внешне эстетически красивые и механически приятные в эксплуатации.
Из статьи не видно, при каком уровне измерялась АЧХ.
Просто есть небольшие опасения, что ранее общеизвестный факт, что АЧХ магнитофонов должна измеряться при уровне минус 20 дБ (лента не тянет высокие уровни ВЧ), сегодня мог быть и позабыт.
Alex, с чем связаны заметные искажения в некоторых треках? Клиппинг из-за завышенного по амплитуде сигнала? Вы пробовали делать запись на уровне не +1дБ как вы сказали в ролике, а к примеру -2дБ? А если с ЦАП-а у вас сигнал идет уже завышенный? На ноутбуке какая громкость была выставлена в процентах?
Искажения в треках сейчас больше связаны с сжатием аудио. Тот же Мр3. Выхолощенный формат в угоду «занимает мало места на жестком диске». На слух вроде незаметно и низы и басы есть , но внутри же пусто.-и подсознание это ловит))) . Ну не хватает чего то. А уж потом записывай этот файл хоть на винил , хоть на катушечник- звучание не то.
У единиц были и сейчас есть топовые магнитолы. Мало кто видел вживую слушал такие аппараты, поэтому и пишут, что звук у цифры лучше. Основная масса не могла и не может позволить обладать такой техникой. Это как сравнивать Роллс-Ройс с жигулями. Вообщем господа слушайте свои Iphone и прочее цифровое ширпотребное фуфло и наслаждайтесь, что вы ведомые овцы.
Цифра полное г…. Мадонна до сих пор пишет на аналог.
Почему аудио не в FLAC? Что за бред? Браузеры могут воспроизводить mp4 (h264 + flac)
Много шарпов от 800 до 777, так же есть мафоны и других фирм. Катушечники. Топовым у себя считаю Олимп 005. Усилки сансуй. Кассет более 800 штук. Все в идеале. Катушек штук 50 со студийными записями. Не сыпятся. Колонки либо акай 80-го года (супер звучание), либо S-90 (что тоже не плохо). Ну и винил. Но о нем не в этой рубрике
Здравствуйте, вы технику продаёте? Где можно посмотреть?
А были еще кассетник Орель МП-101С-1, И катушчник Снежеть 110. А теперь одна ностальгия. :-)
Всё это достойно свалки,и спорить бесполезно
Sharp QT37. Еще в строю. В основном как радиоприемник.
Привет а Я КУПИЛ НА АВИТО ВОРОНЕЖ У МОШЕННИКА ВИНТАЖ АУДИО МАГНИТОФОН ИЗ ЗАПАДНОЙ ГЕРМАНИИ GRAETZ PROFI110.
Сравнивал два магнитафона катушечник идель 01-1 на 19 скорости лента импорт И кассетную деку накамичи драгон Идель и близко не стояла рядом Накамичи на слух и по программе ахч переиграла советский катушечник легко
Какая большая разница в замерах. может дека не совсем исправна?
Полностью согласен.Надо сильно постараться, что бы как то уровнять их.
Да и то не факт что удастся